На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российские и мексиканские учёные автоматизируют 3D-печать деталей для самолётов, ракет и судов

Сегодня в производстве крупногабаритных деталей для промышленности всё чаще используют 3D-печать. По прогнозам экспертов, мировой рынок этих технологий к 2035 году составит 350 миллиардов долларов. Несмотря на преимущества, сейчас нет технологий, которые бы точно рассчитывали необходимые параметры печати изделий.

Учёные Пермского Политеха и Автономного университета Коауила (Мексика) впервые создают методику, которая позволит автоматизировать процесс «выращивания» деталей для самолётов, ракет и судов. Исследователи реализуют разработку благодаря уникальному проекту международных исследовательских групп (МИГов), который действует в Пермском крае с 2011 года и не имеет аналогов в России. Поддержка Правительства Пермского края составит 9 миллионов рублей и продлится три года. По смежной теме учёные также выиграли грант Российского фонда фундаментальных исследований. Разработка также стала победителем всероссийского грантового конкурса программы «УМНИК» (2020 год), исследователи получили поддержку в размере 500 тысяч рублей на два года. Предварительные результаты работы учёные опубликовали в сборнике Journal of Physics: Conference Series. «Одна из наиболее перспективных аддитивных технологий — проволочная наплавка, при которой металлическую деталь формируют послойно. Но при применении этой технологии сложно определить оптимальные параметры наплавки, чтобы избежать дефектов при производстве, например, оплавления или даже обвала стенок детали. Сейчас нет аналогов, которые могли бы рассчитать подходящую траекторию, скорость подачи проволоки и задать мощность источника. Наша методика сможет автоматически «превращать» 3D-модель детали в управляющую программу для 3D-принтера», — рассказывает инженер Центра коллективного пользования «Центр аддитивных технологий» Пермского Политеха Роман Давлятшин. Рисунок 1. Стенка из сплава АМг5 с корректировкой режимов в течение наплавки. Изображение предоставлено авторами исследования Сейчас для решения этих проблем проводят натурные и численные эксперименты, но они недостаточно эффективны. Определение параметров наплавки с помощью численного моделирования поможет более точно печатать изделия и повысить их качество. Рисунок 2. Результаты численного моделирования на разных временных этапах. Изображение предоставлено авторами исследования Проект инициирован группой компаний «Гибридное аддитивное производство», разработкой также заинтересовались и другие предприятия. Методика будет перспективна для внедрения в аэрокосмической и машиностроительной отрасли, считают учёные. В частности, её можно применять в производстве деталей для самолётов, вертолетов, ракет и судов. «Снижение массы самолёта позволит сэкономить топливо и снизить вредные выбросы. Наша разработка поможет проектировать детали с меньшей массой, но сохранять их функциональность. Специалисты смогут обрабатывать любые габариты изделий и расширить «диапазон» материалов», — поясняет исследователь.  Сейчас учёные проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Они уже создали математическую модель процесса послойного «выращивания» изделий. Исследователи также провели эксперименты со сталью и титаном, чтобы проверить эффективность работы модели. По словам разработчиков, прототип программного продукта, который сможет определять оптимальные параметры наплавки в режиме реального времени, будет готов в 2023 году, а готовый продукт появится уже в 2024 году. Иллюстрация к новости — моделирование процесса проволочной наплавки. Изображение предоставлено авторами исследования

 

Ссылка на первоисточник
наверх