Исследователи из США разработали автоматизированную технологию, которая позволит сделать общение в Интернете более вежливым. Авторы представили своё исследование в начале июля на ежегодной встрече Ассоциации вычислительной лингвистики. Система анализирует письменные высказывания и – если они носят невежливый характер – меняет формулировку на более вежливую, сохраняя смысл предложения.
«Пришлите мне данные», например, может стать «Не могли бы вы выслать мне данные?». Для её реализации исследователи сгенерировали набор данных в 1,39 миллиона предложений, который они использовали в своих экспериментах. Источником стали электронные письма сотрудников закрывшейся в 2001 году энергетической компании. В результате судебных процессов полмиллиона корпоративных электронных писем стали общедоступны. Немаловажно для исследователей было прежде всего определить, что считается вежливостью. «Речь идëт не только о таких словах, как «пожалуйста» и «спасибо», — объясняет аспирантка-исследователь Шримай Прабхумойе. — Иногда «вежливость» означает изменить предложение так, чтобы вместо «вы должны сделать X» было что-то вроде «давайте сделаем X». Кроме того, вежливость варьируется в зависимости от культуры. Например, коренные жители Северной Америки говорят «пожалуйста» в просьбах к близким друзьям, когда в арабской культуре это считается неловким, если не грубым». Поэтому создатели «контролёра вежливости» пока ограничились североамериканским английским языком в официальной обстановке.