Как бактерии электричество проводят с помощью «проводов»

Ученые сделали удивительное открытие о том, как странные бактерии, которые живут в почве и отложениях, могут проводить электричество. Исследователи определили, что благодаря бесшовной биологической структуре, никогда ранее не встречавшейся в природе, бактерии могут помочь миниатюризировать электронику, создавать мощные, но крошечные батареи, кардиостимуляторы без проводов и разрабатывать множество других медицинских устройств. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell. Исследователи полагали, что Geobacter sulfurreducens проводят электричество через обычные, похожие на волосы придатки, называемые пили. Вместо этого исследователь из Медицинской школы Университета Вирджинии и его сотрудники определили, что бактерии передают электричество через безукоризненно упорядоченные волокна, сделанные из совершенно другого белка. Эти белки окружают ядро ​​из металлсодержащих молекул, так же как электрический шнур содержит металлические провода. Однако эта «нанопроволока» в 100 000 раз меньше ширины человеческого волоса. Исследователи полагают, что эта крошечная, но аккуратная структура может быть чрезвычайно полезна для всего: от использования энергии биологических объектов до очистки загрязнений и создания биологических датчиков. Это может фактически служить мостом между электроникой и живыми клетками. «Существуют всевозможные имплантированные медицинские устройства, которые связаны с тканями, например, кардиостимуляторы с проводами, и это может привести к приложениям, в которых у вас есть миниатюрные устройства, связанные этими белковыми нитями, — говорит Эдвард Эгельман из Университета Вирджинии, один из авторов исследования. — Теперь мы можем представить себе миниатюризацию многих электронных устройств с помощью бактерий, что довольно удивительно». Ранее ученые провели исследование, в рамках которого при помощи дыхания бактерий смогли синтезировать перспективный полупроводник.